Реализация ФГОС ДО в современных формах организации детской деятельности
Группы компенсирующей направленности на сайте учителя-дефектолога Н.Н. Завьяловой
Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ
Положительная динамика развития кадрового потенциала
Взаимодействие педагогов и родителей
Методические разработки (учитель - дефектолог Завьялова Н.Н.)
Дети с ОВЗ в ДОУ
Мир «особого» ребёнка – Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка – Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен, Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он молчалив?
Почему он так испуган? И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка… Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка… Допускает лишь своих.
Наталья Калиман
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательного учреждения набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.
Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогами ДОУ.
Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:
Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.
Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения, психических процессов и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно - педагогического процесса.
Консультативно -проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности.
Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ (нарушение речи, задержка психического развития). Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействия и сотрудничества детей и взрослых.
Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуются индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами, дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связную речь, коррекцию психического развития. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитательно - образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какая психологическая и педагогическая помощь оказывается детям в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно - педагогический процесс способствует росту их активности, повышению педагогической компетентности, меняет характер отношения родителей к ребёнку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем-дефектологом, учителем - логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработку рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительской парой.
Вышеизложенная практика психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях группы компенсирующей направленности обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.
В МБДОУ «Детский сад №30 «Северное сияние» функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (от 4-8 лет) и задержкой психического развития (4-8 лет).
Зачисление и комплектация групп компенсирующей происходит на основании решения городской ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).
Обучение и воспитание детей в группе компенсирующей направленности для детей с общими нарушениями речи базируется на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство». Содержание коррекционной работы разработано на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет»/ Н.В.Нищева/.
Обучение и воспитание детей в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития базируется на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Содержание коррекционной работы разработано на основе методического пособия Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
Список литературы
1. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития: Программы / С.Г. Шевченко. – М., 2005.
2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю. Борякова. – М., 2000.
3. Борякова Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР: Методическое пособие / Н.Ю. Борякова. – М., 2008.
4. Борякова Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Методическое пособие / Н.Ю. Борякова. – М., 1999.
5. Филичева Т.Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 2009.
6. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 2000.
7. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова. – М., 2010.
8. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 1990.
9. Романова Л.И. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития: Сборник документов / Л.И. Романова, Н.А. Цыпина. – М., 1993.
10. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Н. Новгород, 1994.
11. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб, 2003.
12. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно / Т.А. Ткаченко. – М., 2004. 13. Источник: http://logoportal.ru/statya-12940/.html http://mamapoli.livejournal.com/138783.html