Приветствую Вас, Гость

Программа развития

Образовательная программа

Реализация ФГОС ДО в современных формах организации детской деятельности

Группы компенсирующей направленности на сайте учителя-дефектолога Н.Н. Завьяловой

Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ

Положительная динамика развития кадрового потенциала

Анализ достижений детей с ОВЗ

Взаимодействие педагогов и родителей

Методические разработки (учитель - дефектолог Завьялова Н.Н.)

Дети с ОВЗ в ДОУ

http://77.lipetskddo.ru/files/images/news/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.jpg         

 Мир «особого» ребёнка – Интересен и пуглив.
 Мир «особого» ребёнка – Безобразен и красив.
 Неуклюж, немного страшен, Добродушен и открыт
 Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
 Почему он агрессивен? Почему он молчалив?

 Почему он так испуган? И совсем не говорит?
 Мир «особого» ребёнка… Он закрыт от глаз чужих.
 Мир «особого» ребёнка… Допускает лишь своих.

                                                                                     Наталья Калиман

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательного учреждения набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогами ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.

Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения, психических процессов и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно - педагогического процесса.

Консультативно -проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности.

Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ (нарушение речи, задержка психического развития). Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействия и сотрудничества детей и взрослых.

Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуются индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами, дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связную речь, коррекцию психического развития. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитательно - образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какая психологическая и педагогическая помощь оказывается детям в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно - педагогический процесс способствует росту их активности, повышению педагогической компетентности, меняет характер отношения родителей к ребёнку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем-дефектологом, учителем - логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработку рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительской парой.

Вышеизложенная практика психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях группы компенсирующей направленности обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.

В МБДОУ «Детский сад №30 «Северное сияние» функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (от 4-8 лет) и задержкой психического развития (4-8 лет).

Зачисление и комплектация групп компенсирующей происходит на основании решения городской ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

Обучение и воспитание детей в группе компенсирующей направленности для детей с общими нарушениями речи базируется на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство». Содержание коррекционной работы разработано на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет»/ Н.В.Нищева/.

Обучение и воспитание детей в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития базируется на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Содержание коррекционной работы разработано на основе методического пособия Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

Список литературы

1. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития: Программы / С.Г. Шевченко. – М., 2005.

2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю. Борякова. – М., 2000.

3. Борякова Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР: Методическое пособие / Н.Ю. Борякова. – М., 2008.

4. Борякова Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Методическое пособие / Н.Ю. Борякова. – М., 1999.

5. Филичева Т.Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 2009.

6. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 2000.

7. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова. – М., 2010.

8. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 1990.

9. Романова Л.И. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития: Сборник документов / Л.И. Романова, Н.А. Цыпина. – М., 1993.

10. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Н. Новгород, 1994.

11. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб, 2003.

12. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно / Т.А. Ткаченко. – М., 2004. 13. Источник: http://logoportal.ru/statya-12940/.html http://mamapoli.livejournal.com/138783.html