Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Методическая копилка

Использование мнемотехники для развития речи детей. Мастер-класс учителя-логопеда Л.Л.Суворовой
АКТУАЛЬНОСТЬ
Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.Поэтому перед нами стоит задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
МЕТОДОЛОГИЯ
При экспериментальном обследовании дошкольников (П. Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
Задачи:
  • Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
  • Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
  • Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.
  • Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
  • Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
  • Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по прежнему суть их одна — вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации.Приведу несколько широко известных мнемонических фраз или слов. 
Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее.Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный...
Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. 

В дидактике выделены три вида моделей:
  • Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Например, план постройки.
  • Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно - схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде. Примером простой предметно - схематической модели может служить модель для раскрытия детям понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их цвета совпадают, то животное не видно).
  • Графические модели - обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.
В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей. Хочу поделиться с коллегами эффективными приемами работы на основе наглядного моделирования.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
  • Введение элементов символов (формы, величины, действия). 
  • Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).
  •  Введение отрицаний.
  • Сочетание символов, чтение цепочки их.
  • Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)
  • Творческое создание детьми опорных схем.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. , т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа вграфическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. 
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. 
Это теория для того чтобы освежить вашу память, так как мнемотехнику в той или иной мере Вы все используете в своей работе. Я же хочу поделиться с вами некоторыми интересными, на мой взгляд приёмами мнемотехники, которые мы используем и которые приносят замечательные результаты:
«Загадки». 
С использованием приемов мнемотехники я учу детей составлять описательные загадки. Из схем убираю первую карточку , которая обозначает название  предмета. Благодаря этому достигаю сразу нескольких положительных  моментов: 
  • ребенок, составляющий загадку старается контролировать каждое свое слово ( развивается самоконтроль) дети, которые слушают описание,  не отвлекаются;
  • развиваю у детей функции анализа и синтеза, учу обобщению и исключению.
Предлагаю коллегам попробовать составить описательную загадку и самим убедиться в моих наблюдениях.

Игра «Шифровальщики» - очень любима детьми, с её помощью: 
  • активизирую словарь (существительные, прилагательные, глаголы) по теме;
  • развиваю ассоциативные связи между изображением и словом; 
  • развиваю память, в том числе долговременную; 
  • предлагаю коллегам создать ассоциативные картинки по сегодняшнему мастер классу. 
Например: книга, умный, интересный,  вместе, полезно и т.д.

«Заучивание стихов по таблицам».
  Заучиваем следующим образом: 
  1. выбираем понравившееся стихотворение; 
  2. с детьми обговариваем, как схематично можем изобразить его построчно;
  3. начинаем заучивать, привлекая родителей.
Предлагаю коллегам в преддверии новогоднего праздника составить самостоятельно таблицы стихов, в соответствии с возрастом детей с которыми они работают.

Подведение итогов:
Положительные  эффекты от занятий мнемотехникой следующие:
  • мощное развитие визуального мышления;
  • выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);
  • формирование способности к эффективному самостоятельному  обучению.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удалось  достичь следующих результатов:
  • у детей увеличился  круг знаний об окружающем мире;
  • появилось   желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появился   интерес к заучиванию стихов;
  • словарный запас  вышел  на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Категория: Методическая копилка | Добавил: milanik (27.10.2013)
Просмотров: 4879 | Рейтинг: 3.0/3