Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Методическая копилка

Конспект занятия "Зимующие птицы" для детей ОВЗ / составитель: Завьялова Наталья Николаевна/

1. Авторская идея: использовать разные формы и приемы активизации речевой деятельности детей с  ОВЗ;  2. Соответствие ФГОС ДО: использование разных видов игр, игровых образовательных ситуаций, художественного слова, свободного перемещения детей в пространстве группы, открытый конец занятия. 3. 

3. Методическая компетентность: материал разработан в соответствии с возрастом детей и направленностью работы группы (соответствие формы, содержания, методов и приёмов возрасту детей);

4. Использование современных образовательных технологий: технологии предметно – развивающей среды, здоровьесберегающие технологии, игровая технология.

Тема: «Зимующие птицы»

Цель : уточнить и закрепить знания и представления детей о зимующих птицах.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа;

- упражнять в согласовании числительных с существительными;

- упражнять в образовании имён существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- закрепить умение составлять описательный рассказ по схеме.

Коррекционно-развивающие задачи:

- упражнять в узнавании птиц по их описанию;

- развивать внимание, мышление, координацию речи с движениями.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Оборудование:

Картинки с изображением птиц, фигура синицы, маски птиц, «кормушки»

для речевого дыхания, панно с различной местностью (город, лес, тундра).

Ход занятия.

1. Организационный момент

1. Учитель-дефектолог: Чтение стихотворения М. Пожаровой «Птичий домик».

У нас такой обычай: как выпадет снежок,

Дощатый домик птичий повесим на сучок.

Ни зёрен, ни травинок – голодная пора!

Блестят иголки льдинок, исчезла мошкара.

Но здесь в саду за садом, среди седых ветвей,

Готов обед веселый для птичек и зверей.

Учитель-дефектолог: Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей). А кормушка для кого нужна? (Ответы детей). А в какое время года нужна кормушка для птиц? (Ответы детей).

2. Развитие речевого дыхания «Кормушки». Помогите птицам долететь до зернышек.

2. Основная часть

Учитель-дефектолог: Ребята, сегодня к нам в гости прилетела птичка, как зовут ее? (синичка). Она принесла загадки и задания. Предлагает вам их выполнить, покажем синичке, как много вы знаете о ее друзьях-птицах.

4. Загадки (при отгадывании выставлять картинки – отгадки).

Учитель-дефектолог: послушайте первую загадку:

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут её … (Сорока).

Озорной мальчишка в сером армячишке,

По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей).

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери,

Но вдруг вспорхнули яблоки ведь это - … (Снегири).

За синие крылья она так зовется. И в холод и в зной ей так звонко поётся!

В рубашечке желтой, и впрямь невеличка. Так как назовешь ты её? … (Синичка).

5. Учитель-дефектолог: вы разгадали загадки синицы. А каких еще вы знаете зимующих птиц? (Ответы детей, опора – картинки). (Выставляются картинки с изображением птиц). Ребята, а какие это птицы? (это Зимующие птицы). Почему мы называем их «зимующие птицы»?

Учитель-дефектолог: почему зимующие птицы не улетают в теплые края? ( Потому что они могут найти себе корм). А чем питаются птицы зимой? (Плодами деревьев, шишками, ягодами, семенами растений, хлебными крошками.) Чем похожи птицы? (Они покрыты перьями, у них есть голова, туловище….) А чем они различаются? (Размером, цветом оперения…)

Учитель-дефектолог: Синичка предлагает вам превратиться в зимующих птиц.

5.Динамическая пауза

Дети выполняют движения по тексту:

Птицы крыльями махали – все летали и летали, птицы в воздухе кружились, на дорогу опустились.

По дорожке поскакали, крошки, зернышки клевали.

5. Развитие лексико-грамматических категорий

Игра «Назови ласково»

Учитель-дефектолог: Я предлагаю друг друга назвать ласково: Сорока - сорокушка, ворона – воронушка, воробей - воробушек, снегирь...

Игра «Попробуй, сосчитай»

Учитель-дефектолог: посчитайте – сколько у каждой птицы друзей? Один снегирь, …, пять снегирей. Одна ворона, …, пять ворон. И т.д.

6. Учитель-дефектолог: Раз, два, три, четыре, пять, превращаемся в ребят. Ребята, каждая зимующая птица обитает там, где для нее есть корм. Мы с вами наблюдаем их в городе, некоторые птицы живут в лесу, а есть птицы, которые круглый год обитают в тундре (выкладывает иллюстрации города,тундры и леса). Ребята, помогите поселить птиц на свои места обитания.

7. Учитель-дефектолог: синичка предлагает Вам рассказать об одной птице, а в этом нам помогут картинки-подсказки (учитель - дефектолог предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать

рассказ о снегире). Снегирь – это зимующая птица. Есть голова, шейка, туловище, две лапки,

хвост. Тело снегиря покрыто перьями; Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами растений, почками деревьев.

Затем учитель - дефектолог предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинки-подсказки (алгоритм описательного рассказа).

Категория: Методическая копилка | Добавил: milanik (05.04.2017)
Просмотров: 2793 | Рейтинг: 5.0/1