Главная » Статьи » Методическая копилка |
1. Авторская идея: использовать разные формы и приемы активизации речевой деятельности детей с ОВЗ; 2. Соответствие ФГОС ДО: использование разных видов игр, игровых образовательных ситуаций, художественного слова, свободного перемещения детей в пространстве группы, открытый конец занятия. 3. 3. Методическая компетентность: материал разработан в соответствии с возрастом детей и направленностью работы группы (соответствие формы, содержания, методов и приёмов возрасту детей); 4. Использование современных образовательных технологий: технологии предметно – развивающей среды, здоровьесберегающие технологии, игровая технология. Тема: «Зимующие птицы» Цель : уточнить и закрепить знания и представления детей о зимующих птицах. Коррекционно-образовательные задачи: - закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа; - упражнять в согласовании числительных с существительными; - упражнять в образовании имён существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; - закрепить умение составлять описательный рассказ по схеме. Коррекционно-развивающие задачи: - упражнять в узнавании птиц по их описанию; - развивать внимание, мышление, координацию речи с движениями. Коррекционно-воспитательные задачи: - воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их. Оборудование: Картинки с изображением птиц, фигура синицы, маски птиц, «кормушки» для речевого дыхания, панно с различной местностью (город, лес, тундра). Ход занятия. 1. Организационный момент 1. Учитель-дефектолог: Чтение стихотворения М. Пожаровой «Птичий домик». У нас такой обычай: как выпадет снежок, Дощатый домик птичий повесим на сучок. Ни зёрен, ни травинок – голодная пора! Блестят иголки льдинок, исчезла мошкара. Но здесь в саду за садом, среди седых ветвей, Готов обед веселый для птичек и зверей. Учитель-дефектолог: Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей). А кормушка для кого нужна? (Ответы детей). А в какое время года нужна кормушка для птиц? (Ответы детей). 2. Развитие речевого дыхания «Кормушки». Помогите птицам долететь до зернышек. 2. Основная часть Учитель-дефектолог: Ребята, сегодня к нам в гости прилетела птичка, как зовут ее? (синичка). Она принесла загадки и задания. Предлагает вам их выполнить, покажем синичке, как много вы знаете о ее друзьях-птицах. 4. Загадки (при отгадывании выставлять картинки – отгадки). Учитель-дефектолог: послушайте первую загадку: Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут её … (Сорока). Озорной мальчишка в сером армячишке, По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей). Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери, Но вдруг вспорхнули яблоки ведь это - … (Снегири). За синие крылья она так зовется. И в холод и в зной ей так звонко поётся! В рубашечке желтой, и впрямь невеличка. Так как назовешь ты её? … (Синичка). 5. Учитель-дефектолог: вы разгадали загадки синицы. А каких еще вы знаете зимующих птиц? (Ответы детей, опора – картинки). (Выставляются картинки с изображением птиц). Ребята, а какие это птицы? (это Зимующие птицы). Почему мы называем их «зимующие птицы»? Учитель-дефектолог: почему зимующие птицы не улетают в теплые края? ( Потому что они могут найти себе корм). А чем питаются птицы зимой? (Плодами деревьев, шишками, ягодами, семенами растений, хлебными крошками.) Чем похожи птицы? (Они покрыты перьями, у них есть голова, туловище….) А чем они различаются? (Размером, цветом оперения…) Учитель-дефектолог: Синичка предлагает вам превратиться в зимующих птиц. 5.Динамическая пауза Дети выполняют движения по тексту: Птицы крыльями махали – все летали и летали, птицы в воздухе кружились, на дорогу опустились. По дорожке поскакали, крошки, зернышки клевали. 5. Развитие лексико-грамматических категорий Игра «Назови ласково» Учитель-дефектолог: Я предлагаю друг друга назвать ласково: Сорока - сорокушка, ворона – воронушка, воробей - воробушек, снегирь... Игра «Попробуй, сосчитай» Учитель-дефектолог: посчитайте – сколько у каждой птицы друзей? Один снегирь, …, пять снегирей. Одна ворона, …, пять ворон. И т.д. 6. Учитель-дефектолог: Раз, два, три, четыре, пять, превращаемся в ребят. Ребята, каждая зимующая птица обитает там, где для нее есть корм. Мы с вами наблюдаем их в городе, некоторые птицы живут в лесу, а есть птицы, которые круглый год обитают в тундре (выкладывает иллюстрации города,тундры и леса). Ребята, помогите поселить птиц на свои места обитания. 7. Учитель-дефектолог: синичка предлагает Вам рассказать об одной птице, а в этом нам помогут картинки-подсказки (учитель - дефектолог предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире). Снегирь – это зимующая птица. Есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Тело снегиря покрыто перьями; Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами растений, почками деревьев. Затем учитель - дефектолог предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинки-подсказки (алгоритм описательного рассказа). | |
Просмотров: 2793 | Рейтинг: 5.0/1 |